Робот или человек в туризме и не только. Небольшое размышление-наблюдение.
Известно, что ВСЕ разбираются: в политике, медицине, футболе и конечно в ТУРИЗМЕ. Как и любой бизнес, турбизнес – это набор ряда факторов, в большинстве случаев связанных именно с личными качествами людей или команды единомышленников, которая им профессионально занимается.
Начал писать эту статью в прошлом году, когда мы путешествовали по Европе на машине, и бронировали отели по пути движения, как заранее – через партнеров, так и “на ходу” – в основном через Booking.com.
Статья изначально планировалась как объективный взгляд путешественника на аспекты бронирования объектов размещения и перечисляла все плюсы и минусы организации этого путешествия традиционно – через туристическую компанию, или более “продвинуто”, самостоятельно, при помощи онлайн агрегаторов. Но думаю информативность подобной статьи потеряла смысл, все знают эти системы, и каждый для себя нашел в них плюсы или минусы.
В целом мое резюме такое: забронировать отель через партнеров (профессионалов туррынка) выгодно, но дольше по времени получения информации и результата. Через агрегатор дороже, но оперативно. При остановки на одну ночь – победил агрегатор, так, как чуть более дорогая цена компенсировалась экономией времени, при бронирование от 2-3 ночей, конечно партнеры – разница доходила до 50% от стоимости систем и качество отелей предлагаемых через партнеров на порядок выше. Наверное, для многих не секрет, что тот же Booking.com владельцы отелей называют “помойкой”, т.е. туда отдаются номера и квоты, которые не продаются со стойки отеля или через партнеров отеля. Комиссия агрегатора достигает 17-20% и условием размещения в системе бронирования является поддержание цены не выше “стойки” отеля. Отелям это не очень выгодно, но заполняемость имеет большое значение. Информация в системах бронирования, в основном очень урезана и стандартизирована, лучше посмотреть ее непосредственно на сайте отеля. Рейтинг отелей – его можно назвать минусом, так как он, полностью субъективный, да и к тому же в ряде случаев “накручен”. Мы больше доверяем в этом мнению профессионалов-партнеров, либо знакомым и друзьям, посетивших объект размещения и поделившиеся с нами информацией. Это тоже субъективная информация, но хотя бы ее можно позиционировать через видение человека, которого мы знаем.
Почему роботы стали вытеснять человека?
Занимаясь организованным туризмом более 20 лет, и помогая получить качественный отдыха нескольким десяткам тысяч человек, наша турфирма со всеми клиентами имели какой-то диалог (как правило позитивный), т.е. вступали в человеческие взаимоотношения. Сейчас на первое место, вытесняя человеческое общение выходят РОБОТЫ – сайты, приложения, чат-боты, агрегаторы (программные продукты, алгоритмы) – ориентированные на самостоятельный поиск и бронирование туруслуг.
Поразмыслив над тем, что является так сказать “фундаментальной”, глубинной причиной подобных изменений, пришел к выводу: что дело ни в каких-то надуманных удобствах, а тем более в экономии средств, (здесь я могу со 100% с уверенностью сказать, что турфирма-профессионал всегда можем сделать цену ниже или равную цене агрегаторов, так, как турфирма является и коммерческим партнером этих же систем, и имеет договорные цены от них, цены, которые ниже цен для частных лиц), а скорее в изменении сознания человека и общества.
В основе изменения видится очень плотное, планомерное навязывание концепции “Я”, а по сути – культивирование эгоизма. Люди переориентируют свои ценности, с человека на вещь, основная ценность – потребительство. Если раньше использовали вещи, а ценили человека, то теперь ценят вещи, а используют человека. Замечу, про потребление, это не когда нужно, необходимо, а именно потребление ради потребления. Деньги, материальное положение и достижения, связанные с этим положением вот цель и ориентиры. Некая модель: “Я” достиг результата, “Я” могу этим гордится, “МНЕ” никто не нужен, “Я” всего могу добиться в жизни “САМ”.
Теряется уважение и главное – доверие к другим людям. Человек существо социальное, ему требуется общение, признание его, как личности. Человек хочет делиться своими радостями и печалями, эмоциями с другими людьми. Но нет времени, нужно воплощать мечту.
Нет время на живое общение с людьми – зато активно развиваются “социальные” сети, и на них времени хватает. Такая подмена социума. Селфи палки, люди сидящие в ресторане друг напротив друга и пишущие друг другу сообщения в соцсетях. По-моему это тоже продукт взращивания ЭГОИЗМА, продвижения вышеописанной идеологии. Наверное, это путь “развития” цивилизации, но какой цивилизации?
… все сводится к очень простой и понятной мысли – чтобы МНЕ было хорошо, комфортно, выгодно. Мир это Я. Вот в чем кажется все-таки не экономический, а скажем так, фундаментальный смысл замены человеческого общения, общением с машиной, т.е. с самим собой.
Эпилог. Наверное все таки победит робот, некий робот-человек, машина для достижения материальных успехов, и победит не только в туристическом бизнесе, а вообще, во вселенском мире. Как вы думаете? Замечу, что я никого не осуждаю, а и сам являюсь продуктом “общества потребления” и “заражен” теми же идеями и целями.
Данные материалы любезно предоставлены Турфирмой Старт Тайм. Много интересного можно узнать, посетив их сайт www.starttime.ru