Год был насыщен банкротствами Туроператорских компаний. К сожалению, десятки тысяч туристов оказались без отдыха и денег. Как уменьшить риски и не потерять средства?
Как устроен рынок туруслуг
Для начала, краткий обзор структуры туристического рынка. Он состоит из Туроператоров (организаций формирующий турпродукт, турпакет, включающий перелет и проживание) и Турагентств (непосредственно продающих конечному потребителю (Туристу) сформированный Туроператором продукт).
Для чего это важно знать? Чтобы понимать – по Российскому законодательству за все действия или бездействия третьих лиц, участвующих в исполнение Договора об оказание туристических услуг отвечает Туроператор. Он же имеет финансовые гарантии (для выездного туризма не менее 30 млн. руб. для внутреннего не менее 500 тыс. руб.) оформленные в банке или чаще в страховой компании. Также, Туроператор формирует фонд персональной ответственности и платит взносы в Турпомощь – организацию, которая должна обеспечить в случае отсутствия средств у Туроператора, вывоз на Родину туристов, “зависших” на момент прекращения его деятельности.
Но все вышеперечисленное не всегда защищает Туриста от потери денег за оплаченный отдых. Если туркомпания имела большие объемы продаж или небольшой фонд страхового покрытия, то Туристы получают деньги пропорционально количеству заявок. Например, если фонд 50 млн. руб., а заявок на 500 млн. руб., каждый получит к возмещению 10% от суммы, которую оплатил. При банкротстве крупных компаний, суммы компенсации были 6-15%, при банкротстве небольших возмещалось до 100% . Размер Туроператора не имеет значения.
В большинстве случаях, компенсацию от страховых компаний в полном объеме получали Туристы, купившие турпакет в небольшой или средней Туркомпании. Вывод: известность бренда, время работы на рынке, советы друзей, личный опыт и прочие характеристики не гарантирует отсутствие финансовых потерь.
Как же остаться при своих деньгах в случае банкротства Туркомпании
Инсайд номер один. При покупке путевки оплачивайте ее пластиковыми картами Visa или MasterCard. Чарджбэк (chargeback) – возврат суммы спорных средств банком. Да, есть такой простой и действенный механизм. Турист оплатил услугу, услугу не получил. Он обращается в свой банк, с заявлением о признании сделки недействительной и возвратом средств. Банк, по международным правилам и правилам международных платежных систем обязан рассмотреть и вернуть деньги, отозвать транзакцию. Если у Турагента, кому вы непосредственно платили деньги, есть средства на расчетном счете, их спишут и вернут вам. Если нет – все равно банк обязан будет вам вернуть средства, в дальнейшем встав в очередь кредиторов разорившегося Туроператора.
Инсайд номер два. Покупка туров в крупных сетевых агентствах (например МГП – магазин горящих путевок, ЧипТрип..) в данном случае, формируя большой объем продаж, управляющие компании сетевых агентств выходят на такие Договоры с Туроператорами, когда деньги за проданную путевку перечисляются Туроператору не сразу, а после возращения Туриста из поездки. Получается денежный буфер, из которого, при невыполнении Туроператором условий Договора деньги возвращаются Туристу непосредственно Турагентом.
Напоследок скажу, действенным механизмом защиты Туристов было бы страхование каждой путевки, как это делается во всем мире. Но мы пока не имеем таких продуктов.
Еще небольшой совет, который поможет снизить риски – покупка у Турагента, самостоятельного, не принадлежащего Туроператору или работающего по франшизе, с опытом на рынке 10 и более лет. Такие компании, как правило, крайне осторожны, знают много инсайдерской информации и не горят желанием влезать в сомнительные аферы.
Подписывайтесь на мой канал – я делюсь инсайдами и лайфхаками, взятыми из многолетнего опыта присутствия на туристическом рынке в качестве Организатора и Владельца туристической компании.