В туризме появился сетевой маркетинг
В соцсетях большое количество активных пользователей, зазывающих людей в клуб DreamTrips для тех, кто хочет выгодно путешествовать «без турагентств» да еще и зарабатывать вместе с надежной американской компанией. Инстаграм и ВК переполнены красивыми фото и фразами о саморазвитии, бизнесе и пути к мечте.
Как работает
DreamTrips – это проект американской компании WorldVentures, существующей с 2005 года и базирующейся в Техасе. Услуги членам клуба оказывает туроператор Rovia, входящий в тот же холдинг. По информации с сайта представители компании работают в 30 странах, в том числе в России. Офиса у нас нет, но вербовка членов на тренингах идет очень активно, в лучших традициях сетевого маркетинга.
“Гуру туризма” – члены клуба, на тренингах рассказывают об истории своего успеха разбавлял вопросами в духе: «А вы любите свою маму? А путешествовать? А деньги?» И все они, конечно же, находили живой отклик в сердцах слушателей. В конце обязательно показ ярких слайдов, с обещаниями, что именно через DreamTrips мы получим самые дешевые цены на отели и авиабилеты в сети Интернет.
Для того, чтобы начать путешествовать с DreamTrips, необходимо стать членом клуба. Сделать это можно на сайте компании только через реферальную ссылку любого из действующих участников. При регистрации вам предложат два варианта подключения: Gold или Platinum. В первом случае стоимость участия составит 200 $ годового депозита (а точнее, по закону жанра, 199,99 $) плюс за каждый месяц абонемент в 55 $, во втором – 300 $ за год и 100 $ ежемесячно. Причем деньги автоматически превращаются во внутреннюю валюту – поинты. Годовой депозит вы можете сразу потратить на оплату 50 % стоимости первой поездки, а вот второй взнос – ежемесячный – будет копиться до конца года. Нетрудно подсчитать, что по годовому варианту членство сопоставимо с тратами на хороший фитнес-клуб – за год придется выложить 860 $.
Затраты можно окупить, вовлекая новых участников. Например, за каждого подключившегося через вас к системе Gold вы получите 100 $ поинтами, а к Platinum – 50 $ наличными и 200 поинтами. А если вы захотите всерьёз заняться этим бизнесом и построить свою сеть, то вам обещают, что заработки вырастут в разы.
Мнимая экономия
Покопавшись в блогах участников клуба, выбрали греческий Родос и Пунта-Кану и сравнила цены на них с предложениями от российских туроператоров. Тур на греческий остров на семь ночей (8–15 июля) с размещением в Mitsis Grand Hotel и круизом на остров Сими обойдется у клуба 969 $ на человека. По курсу это почти 60 тысяч рублей. С билетами авиакомпании Aegean на двоих поездка выйдет 165 тысяч рублей. Для сравнения: на сайте российского туроператора размещение в этом отеле можно забронировать за 111 941 рубль, а полноценный тур обойдется в 147 тысяч рублей (а/к Royal Flight).
Доминикана на четыре ночи (11–15 октября) с размещением в AlSol Tiara Cap Cana с перелетом и подводным плаванием в DreamTrips будет стоить порядка 153 тысяч рублей (33,8 тысячи рублей – отель + экскурсия и около 120 тысяч – самые дешевые авиабилеты на прямые рейсы Azur Air). У российского туроператора тур с аналогичными условиями – 146 тысяч рублей.
В чем же “популярность” подобной схемы MLM в туризме?
На первый взгляд цены американской компании выглядят конкурентоспособными, но реальная экономия иллюзорна, так как не включены авиабилеты. Чтобы «отбить» затраты на членство, путешествовать через этот клуб придется несколько раз в год и активно заниматься сетевым маркетингом, а это в России мало кто может себе позволить. Кроме того, далеко не все выгодные предложения компании стыкуются с реальными потребностями туристов. Кто полетит в Доминикану на четыре дня? Для туриста из США это нормально, для россиянина – нет.
К тому же, деятельность DreamTrips находится вне правового поля России. У WorldVentures, как и у их туроператора Rovia, нет зарегистрированного в России юрлица, через которое осуществляется организация путешествия. Платёж идет сразу за границу и, если отдых окажется испорчен, предъявлять претензии придется на территории США. Кроме того, ответственность иностранной компании, в отличие от российских туроператоров, не застрахована.
В 2014 году в Норвегии компания WorldVentures была официально признана финансовой пирамидой, ее деятельность запрещена. В результате судебного разбирательства выяснилось, что доходы от продажи туруслуг составляли всего 5–6 % годового оборота фирмы, вся остальная часть формировалась за счет депозитов, которые вносили всё новые и новые участники. А это шло вразрез с требованиями местного законодательства.
Получается, что большинству из тех, кто теоретически мог бы пользоваться услугами американской фирмы для организации своего отдыха, выгоднее все-таки не покупать членство в клубе, а откладывать эти же деньги дома в банку и покупать тур в надежной, российской туристической компании или самостоятельно, “напрямую”.